8 ступеней йоги

sized__MG_5709Что включает в себя йога?

Когда кто-то говорит «Я занимаюсь йогой», чаще всего он подразумевает регулярную практику асан – упражнений из йоги.

Однако, практика йоги – куда более широкое понятие, включающее в себя работу как со своим телом, так и со своим сознанием.

В классическом древнем тексте по йоге – Йога-сутрах мудреца Патанджали — описывается 8 составляющих йоги. Причем, каждая из этих составляющих осваивается постепенно и последовательно, освоение последующих ступеней происходит после освоения предыдущих.

Итак, что же это за ступени?

Первая ступень йоги называется Яма — это общие этические законы, некоторые самоограничения, позволяющие личности гармонично развиваться.

Яма включает в себя следующие составляющие:
ахимса — непричинение вреда всем живым существам. В частности, ахимса нашла свое выражение в вегетарианской диете йогов, которые не употребляют в пищу животных. Применительно к практике хатха-йоги ахимса подразумевает непричинение вреда своему здоровью, соблюдение травмобезопасности, вниманию к своему здоровью.
сатья — правдивость, отказ, в первую очередь, от самообмана.
астея — человек не должен стремиться к обладанию вещами или титулами, не заработанными своим трудом(нестяжательство).
апариграха — человек не должен стремиться иметь титулы и вещи, которые не являются абсолютно необходимыми для него, устранение беспокойства за накопленное имущество, непривязанность.
брахмачарья — физическое, половое, эмоциональное и интеллектуальное воздержание. Это чистота и свобода от похоти в мыслях, словах или поступках.

Вторая ступень йоги — Нияма — основы личного поведения, строящиеся на самодисциплине.

Нияма, в свою очередь, базируется на шести основных принципах:
шауча — необходимо содержать в чистоте тело и кишечник;
митахара — нужно есть чистую пищу, не рекомендуется употреблять спиртное, чай и кофе, а также «мертвую», пустую пищу;
сантоша — нужно поддерживать хорошее настроение, создавать положительные эмоции;
свадхиана — необходимо размышлять о смысле жизни, о своем месте в ней, вести философские беседы со знающими людьми, изучать священные писания;
тапас — аскетизм, самоограничение;
ишварапранитхана — нужно постоянно чувствовать, что в жизни всегда есть присутствие высшей силы и высшей мудрости.

Зачастую люди игнорируют разделы Ямы и Ниямы, считая их простыми рекомендациями, но это нежелательно. Эти разделы йоги так же необходимо практиковать, если Вы стремитесь к гармонии и психическому здоровью.

Асана — третья ступень йоги. Асана означает прямое положение тела.

Система физических упражнений, называемых асанами лежит в основе хатха-йоги. Каждая асана — это особое гимнастическое упражнение, которое при надлежащем выполнении оказывает гармонизирующее и тренирующее воздействие на ткани внутренних органов и опорно-двигательный аппарат.

Пранаяма — четвертая ступень восьмиступенчатой системы йоги — управление дыханием через дыхательные упражнения. Пранаяма, в переводе с индийского, значит контроль над праной (жизненной силой). Это раздел дыхательной гимнастики, с помощью которой человек учится осваивать свою биоэнергию. В учении йоги прана считается первичной энергией Вселенной. Она присутствует везде: и в живых организмах, и во всех других объектах материального мира. В теле человека прана циркулирует в определенной системе каналов, которые называются меридианами или нади.

Практика первых четырех ступеней йоги является доступной каждому человеку в наше время. Это своего рода «правильный» образ жизни и взаимодействия с окружающим миром, позволяющий сохранить и развивать в себе позитивный образ мыслей, здоровое тело, крепкий иммунитет, остроту ума, продлевать молодость организма, эффективность в обществе.

Следующие ступени йоги относятся уже не к хатха-йоге, а к раджа-йоге, т. е. «йоге королей». Это высшие ступени, куда идут далеко не все. Они подразумевают освоение работы с телом и переход к активной работе с сознанием.

Пятая ступень — Пратьяхара — освобождение ума от влияния чувств, разделение чувства и объекта. На первом этапе Пратьяхары мы словно разрешаем себе мыслить свободно, ни о чем особенно не задумываясь. Постепенно мысли как бы исчезают, и ум успокаивается.

Шестая ступень — Дхарана — сосредоточение. Дхарана является следующей ступенью, непосредственно вытекающей из правильной практики Пратьяхары. Концентрация помогает человеку направить внимание на внутренние или внешние объекты, и, как следствие, человек строит в своем информационном поле, очищенном от посторонних образов, энергетические образы объектов, что приводит к полному слиянию энергоструктур человека с энергоструктурами объекта. Человек воспринимает эту информацию преимущественно правым полушарием, он анализирует ее и переводит в свою систему мышления, другими словами, на восприятие через левое полушарие. Таким образом, человек иначе воспринимает окружающий мир, он видит, замечает многие новые грани, которые раньше ускользали от восприятия.

Дхияна — созерцание, медитация. Дхияна — продолжение дхараны, которая является неотъемлемой ее частью. Разрозненные проблески сверхчувствительного восприятия сливаются в одно целое, что вызывает целые гаммы ощущений — это состояние Дхияны. Сфера восприятия еще больше расширяется, охватывая бесконечность; человек начинает замечать соотношения и взаимосвязи между пространствами различных уровней.

Высшая, восьмая ступень йоги — Самадхи — состояние сверхсознания, достигающееся глубоким созерцанием, при котором занимающийся сливается с предметом созерцания. Это медитативное состояние, когда субъект познает объект медитации. Человек сосредоточивает свое внимание на объекте и внутренне объединяется с ним. Самоосознание человека становится самоосознанием единого и целостного бесконечного существа, не ограниченного ни временными рамками человеческой жизни, ни пространственными рамками биологического тела.